О гробах

Гроб — самое распространенное укрытие для мертвого тела. Неизвестно, когда появились первые гробы, но уже в Древнем Египте фараону и высшей знати было недостаточного одного гроба. Мумию, защищенную золотой маской, помещали в серебряный гроб, повторявший очертания мумии. Этот гроб, в свою очередь, помещали в саркофаг черного гранита, тоже стилизованный под мумию. Наконец эту погребальную «матрешку» ставили в прямоугольный каменный ящик, изнутри и снаружи украшенный изображениями богов. На выпуклой крышке ящика обычно изображали усопшего фараона с атрибутами Осириса, а на внутренней стороне — богиню неба Нут. Иногда еще отдельно в небольших гробиках из золота и серебра хоронили мумифицированные органы фараона. Гробики полностью повторяли устройство и архитектуру большого саркофага. Помещались они в алебастровых сосудах по соседству с основным саркофагом.

Общеславянское, имеющее соответствия в герм. яз. (др.-в.-нем. grab — «могила»). Образовано с помощью перегласовки от той же основы, что грабить, грести (ср.:  Погребальная ладья ). Первоначальное значение слова гроб — «яма, могила». У славян обычай погребения в гробах распространяется с христианством (в Великой Моравии с IX в., на Руси с X в.).

            

Связь гроба и дерева обусловила названия гроба — деревище, дэрэво (полес., укр.). Средневековые гробы-колоды (ср. др.-рус. колода «гроб»), выдолбленные из цельного древесного ствола, существовали до XVI-XVII вв., иногда до XIX в., особенно в среде раскольников. Головной конец гроба-колоды часто бывал закруглен в виде человеческой головы (смолен.)

В мифологеме гроб-дом гроб — замкнутое пространство, принадлежащее умершему и в некоторых случаях расширяющееся до того света в целом (ср. представление о космосе как доме живых). Мифологическая связь понятий «гроб» и «дом» подтверждается терминологически: рус. домовина, домовище («дом», «гроб», «сооружение, срубленное в виде гроба над могилой»). В черниговском Полесье икону, украшенную вышитым рушником, ставят в угол гроба, имитируя тем самым внутреннее убранство жилища.

            

Гроб как дом мертвого противопоставляется дому живых по следующим признакам. Вечный — временный: народное убеждение, что постоянное свое жилище человек обретает после смерти, находит выражение в терминах: вична домовина (полес.); вековое домовищечко (рус.). Новый — старый: ср. мотивы новоселья в погребальных обряде и плачах. Темный — светлый, причем темнота обусловлена отсутствием окон или их чрезвычайно малым размером: темная хороминка, где «Как сверлом окна просверлена, / Решетом свету наношено».

Изготовление гроба нередко осмысляется как строительство нового дома. В стенках гроба на уровне плеч покойного делали отверстия наподобие окошек, в которые иногда вкладывали оконные стекла (чтобы умерший видел живых; других покойников; чтобы душа видела свое тело и т.д.). В Полесье отверстие в гробу делали для выхода души и для того, чтобы у души был свободный доступ к телу.

            

У многих народов существует обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти. Русские почитали это предзнаменованием долгой жизни; гроб хранили на чердаке. Часто в гробу хранили зерно и, если в доме никто не умирал, это зерно брали на посев. Если оставить заранее сколоченный гроб пустым, не насыпав в него жита, он «притянет» к себе мертвеца. Иногда заготавливали заранее доски для гроба и хранили их на чердаке. Если кто-то умирал, и в запасе досок не оказывалось, снимали доски с пола, брали из лавок, но у соседей никогда не занимали.

В соответствии с общеславянскими представлениями о смерти как сне, в гробу устраивали постель (ср. болг. пучивалу «гроб»). Дно гроба выстилают сеном, соломой, щепками, стружками и другими отходами от гроба; березовыми вениками, часто развязанными или листьями от них (ср. рус. пора на веники «пора умирать»).

             

Верование, что умерший сохраняет свои потребности и пристрастия, обусловило обычай класть в гроб пищу, воду, выпивку (бутылку водки или вина, ракии — у сербов) и некоторые предметы. Курильщику кладут в гроб трубку и кисет, хромому — его палку, сапожнику — шило, плотнику — топор. Мужчине в изголовье клали шапку, женщине — платок; беременной — пеленки и детские игрушки, умершим до брака — венок, фату и пр. Повсеместно кладут в гроб предметы с целью передать их на «тот свет» другому покойнику. В гроб к умершему брату-близнецу кладут одну половину рассеченных надвое предметов — монеты, гребня — чтобы разорвать связывающие братьев узы (другую половину живой хранит при себе) .

Подобные «матрешечные» захоронения встречаются и у других народов. Вождь гуннов Атилла был похоронен в трех гробах, вложенных один в другой,- золотом, серебряном и железном.

У древних греков при кремации в гробу хоронили только кости, а прах помещали в урны. Гробы у греков были деревянные, глиняные и каменные, а у римлян — деревянные или каменные. Скромность гробов компенсировали роскошные надгробия, зачастую скульптурные, с большим количеством фигур.

В античных причерноморских захоронениях (некрополь Тапаиса) маленьких детей часто погребали не в гробу, а в глиняной амфоре, предварительно отбив у нее горлышко, чтобы засунуть трупик ребенка. Подобные захоронения .найдены и в боспорских некрополях (Фанагория). Для взрослых покойников жители Танаиса применяли гробы, сколоченные из дубовых досок или выдолбленные из колоды. В одной из могил археологи нашли останки человека, погребенного не в гробу, а на доске.

В средневековой Европе для изготовления гробов использовали в основном дерево и реже — металл.

В восточной части Лондона в середине 1960-х годов было найдено захоронение 9-летней жены * принца Ричарда, сына короля Эдуарда IV. Останки девочки покоились в свинцовом гробу. Но гораздо чаще для изготовления гробов использовались благородные металлы — хотя бы в качестве декоративной отделки. А вот Мартин Лютер, скромный в жизни, так же скромно отбыл в мир иной — в оловянном гробу.

Впрочем, были категории лиц, которых в средние века христианские обычаи лишали права на гроб,- например, самоубийцы. В Австрии их зашивали в свежие коровьи шкуры и хоронили в общих могилах за кладбищенской оградой.

Разумеется, в выборе гробов есть свои оригиналы.

В России в середине XIX века жил отставной вице-губернатор Шевелев, который задолго до смерти заказал для себя гроб с прорезью для глаз. Но, когда гроб изготовили, он обнаружил, что прорезь слишком мала. Сквозь эту прорезь покойник мог видеть самую малость. А его самого уж вовсе не было видно. Поэтому Шевелев велел увеличить прорезь до размеров своего лица. На место прорези было установлено «толстое морское стекло», которое используется для корабельных иллюминаторов. Теперь можно было любоваться лицом покойника, не открывая крышку гроба.

Польский путешественник Люциан Воляновский повествует о том, как в 1912 году один покойник с австралийских золотых приисков в округе Калгурли поневоле был похоронен в весьма оригинальном гробу. «…В пивной у одного человека, занимавшегося изысканиями золота и других полезных ископаемых, случился приступ, и бедняга скончался. Хозяин пивной дал двум горнякам ответственное задание сделать гроб, но дело оказалось непростым, так как в этом пустынном месте совсем негде было взять доски. Климат же здесь таков, что надолго оставлять покойника непохороненным крайне негигиенично и неприятно для окружающих.

Горняки рьяно взялись за дело, употребив в качестве материала досточки от ящиков из-под динамита, который употреблялся в шахтах. Но их было не так уж много, и мастера в целях экономии стали обкладывать тело досточками, для удобства расположив его на [пивной] стойке. Лучшего места было просто не найти! Рядом сколько угодно пива, другие горняки подносили им пустые ящики. Работать было удобно, приятно, и мастера не торопились. Но когда прошло три дня, хозяин пивной решил, что он уже довольно терпит труп, лежащий на стойке, и отдал решительный приказ: «Похоронить его немедленно!» Но те ответили, что не могут, нужны еще ящики, так как у покойника торчат из гроба ноги. Хозяин посмотрел и увидел, что так оно и есть, но тут же нашел блестящий выход: «Наденьте ему башмаки!» В таком виде — с торчащими из гроба ногами — бедолагу и похоронили.

Современные гробы изготавливают из любых доступных материалов, включая и довольно экзотические. Одни выбирают необычные материалы из-за тщеславия, других вынуждают обстоятельства.

Так, американская актриса Джин Сиберг в 1970 году заказала для похорон умершей новорожденной дочери стеклянный гробик. Сделала она это из-за кампании, начатой «Лос-Анджелес Таймс» и подхваченной еженедельником «Ньюсуик», в которой утверждалось, что актриса якобы ждет ребенка от одного из лидеров негритянской экстремистской организации «Черные пантеры». Газетная публикация привела к тяжелой психической травме, и Джин Сиберг родила мертвую девочку. Чтобы опровергнуть клевету, актриса и заказала гроб из стекла. Все желающие могли убедиться, что ее ребенок — белокожий.

Большинство «простых» американцев отправляется под землю или в крематорий в гробах из натурального дерева, ДСП, прессованной бумаги и т. д. Богачи могут лежать в гробу, в изголовье которого встроен химический холодильник. Кроме того, по желанию заказчика деревянный гроб могут заключить в металлическую «шкатулку» — для лучшей сохранности. В Италии и Испании, наоборот, предпочитают закладывать в гроб, прессованный из отходов, компоненты, ускоряющие его разложение. Правоверные иудеи отправляются под землю в простом, грубо сколоченном ящике, в дне которого просверлены два отверстия.

Могильщик Георгий Коваленко, многие годы обслуживающий высшую советскую номенклатуру и дипкорпус, вспоминает, как ему доводилось хоронить в Москве жену советского сотрудника ООН. Она лежала в титановом гробу стоимостью в 6 тысяч долларов (похороны оплачивала ООН). При нажатии кнопки крышка поднималась, открывая взору хрустальный вкладыш с телом. Эдакий мини-мавзолей.

Простые граждане бывшего СССР па такую роскошь, разумеется, не претендуют. Впрочем, даже гробы высших государственных деятелей делают в нашем отечестве без особой фантазии, правда, из дорогого бука, с защелками и большим количеством рюшечек. Чтобы обить стандартный гроб, требуется 7-8 погонных метров ткани; на «правительственный» гроб идет 15-18 метров. В 1980-х годах номенклатурные гробы стоили по 145 рублей. В августе 1991-го — 350 рублей (простые гробы — 118 рублей).

В настоящее время все гробы, используемые в России, деревянные. Приобрести их можно через комбинат ритуальных услуг — так высокопарно называется учреждение, которое раньше именовали похоронной конторой. Москву обслуживают 13 подобных предприятий, на которых работает 3500 человек. Они занимаются изготовлением гробов, венков, лент и прочей погребальной утвари, уходом за кладбищами. За день цех деревообрабатывающего завода выпускает 450-500 гробов. Всего же за год Москва использует около 120 тысяч гробов. По наблюдению директора московского объединения «Ритуал» Анатолия Прохорова, наибольшим спросом пользуются гробы, обитые красной тканью. Для молодых покойников заказывают обивку розовую и голубую. Кавказцы частенько просят обить гроб белым. Цыгане к цвету безразличны, но предпочитают не дешевые ткани, а плюш, бархат, натуральный шелк. Мусульмане (особенно татары) гроб не обивают, но покупают ткань, чтобы завернуть покойника.

Для погибших на войне или просто для дальней перевозки во всем мире применяются цинковые (реже свинцовый) гробы. Свинцовый гроб в обязательном порядке применяется для похорон людей, погибших от радиации.

Кое-где в русских деревнях (особенно северных) еще сохранился обычай самому изготавливать себе гроб, подобно тому, как это делали некоторые святые.

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru


Posted in История похоронной культуры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

Follow

Get every new post delivered to your Inbox

Join other followers

.